Америка: немного обо всем

Главная
Америка
Американцы
Замуж за иностранца
Немного юмора
Об авторе
Госте-Book

Тамара Джонсон
Юзабилити продуктов


Оригинал статьи находится ЗДЕСЬ


          Слово "юзабилити" изобрели компьютерщики для описания чего-то, что удобно в использовании не программисту при написании программ, а пользователю при реализации этих программ (приоритет потребителя), а мне оно показалось приемлемым для описания продуктов в Америке.

          Юзабилити продуктов означает не только их изобилие, но и пригодность (usable), и полезность, и удобство в употреблении и в приобретении для покупателей. Изобилие здесь также присутствует, но оно настолько очевидно и так подробно описано другими, что не заслуживало бы отдельного внимания, если бы не интересный факт. Оказывается, изобилие - величина нестабильная и имеет тенденцию очень быстро преобразовываться в сознании от одного образа к другому.

          Несмотря на ожидаемый эффект, сразу же по приезду изобилие поразило своим бесконечным видеорядом продуктов. Куда ни посмотришь, много-много всяких продуктов, которые невозможно осознанно воспринять одновременно. Можно было только догадываться, что смотришь, например, на сыры или на колбасные изделия. Но что именно там находится, улавливалось с трудом. Иногда только мелькало что-то знакомое, и тут же взгляд не задерживаясь перемещался на другие продукты.

          Впечатление ошарашивающее. Похоже на то, как если бы человеку, привыкшему смотреть русские мультфильмы с медленно разворачивающимися действиями, четко выписанными персонажами, нюансами психологии и прочими тонкостями, вдруг показали бы современные американские мультфильмы, где скорость перемещения персонажей высока, события быстро сменяют друг друга, а логика подчас отсутствует вовсе, то он вместо ожидаемого удовольствия ... получил бы шок.

          Аналогичный эффект наблюдался при посещении магазинов. Чтобы справиться с этим, приходилось отключать сознание, абстрагироваться от того, что мы смотрим на продукты и просто наблюдать веселое мелькание красок.

          ...Но так продолжалось недолго. Уже через некоторое время мы начали видеть в мелькающем ряду что-то знакомое и привычное - то, что уже было куплено и запомнилось по внешнему виду. Eще через какое-то время - уже четко увидели все продукты и начали отличать их один от другого. Еще через некоторое время - появилась избирательная деятельность.Это когда уже не просто смотришь на продукты, но и прокручиваешь мысленно: хочется или не хочется.

          Самый интересный эффект - смотришь на бесконечный ряд, видишь четко все продукты, в состоянии определить: хочешь или не хочешь, ... и хочется еще чего-нибудь нового!

          Изобилие кончилось. Но, как бы в компенсацию за потерянный интерес в одном вопросе, возникает видение интересных подробностей в других аспектах.

          Оказывается, что все продукты в Америке подвержены тенденции четкой специализации. Мы, привыкшие к свободному творчеству и непривередливые к качеству обслуживания, выбиравшие мясо по его цене, а не по качеству, и имевшие весьма малые познания о том, какая часть мяса наиболее рационально должна использоваться для приготовления чего-то конкретного, очень четко видим, как болезненно скрупулезно разделено мясо на сорта и на различные участки, предназначенные для приготовления различных блюд.

          Удобно, конечно удобно.

          Но как-то непривычно и остается легкое ощущение, что сковывают твою фантазию. Написано, что это мясо для гамбургеров. Первая мысль: я не хочу гамбургер, надоело. И только потом вторая: да ведь это обыкновенный, привычный говяжий фарш. Здесь как-то посвободнее - ага, можно сделать котлеты, фрикадельки, запеканку, рулет, пельмени, вареники, макароны по-флотски, голубцы, а если поднапрячься, то даже что-нибудь экзотическое - например, фаршированные помидоры, фаршированный перец, фаршированные кабачки, фаршированную картошку или просто пожарить врассыпную, а затем смешать с каким-нибудь соусом.

          Оптимальное решение, как всегда, в компромиссе.

          Пользоваться американскими продуктами, как они есть, поскольку мы уже живем в Америке, но не забывать, что мы русские, и включать фантазию без напоминания со стороны производителя.

          Поскольку разговор зашел о мясе, то нельзя не сказать, что по-настоящему первосортного мяса в магазинах мало - оно прямиком идет на обеспечение гостиниц и туристических комплексов высшего разряда, а уже потом , что остается, в магазин. Свежее и достаточно хорошее мясо очень дорого, даже для американцев. Цены - вещь относительная и только так они интересны. Какой смысл знать о том, что двадцать долларов за фунт - это дорого, а пять - это дешево, когда и пять долларов заработать бывает очень трудно.

          Поэтому, прежде чем говорить о ценах, надо знать, о какой семье идет речь. Например, такая семья, как наша, не может позволить себе покупать дорогое мясо. Поэтому мы пользуемся моментом скидок.

          Это бывает тогда, когда срок реализации мяса подходит к концу и магазин видит, что не может его продать по обычной цене. Тогда мясо удешевляется на 25-50%. Скидка делается на все расфасовки или иногда используется прием - при покупке одного пакета мяса -второй получаешь бесплатно. Эта та же уценка на 50%, но сделанная другим способом.

          Не всегда мясо уценяют из-за окончания срока реализации. Иногда такой причиной может стать какой-нибудь благотворительный акт в пользу бедной части населения. Но тогда есть ограничения на покупку - например, дают только один или два пакета в руки по низкой цене. Магазины при большом затоваривании могут, ни с того ни с сего, или по случаю какого-нибудь незначительного юбилея, сделать скидку.

          Чтобы пользоваться таким методом, надо иметь довольно большие холодильники, потому что мясо покупается не по желанию, а когда есть скидки, и не в том количестве, которое можно сразу потребить, а том, в каком можно купить.

          Звучит это не очень привлекательно. Наверное,"круче" было бы пойти в магазин в любое время и выбрать, что тебе хочется, не обращая внимания на цену. Круче-то круче, но жизнь есть такая, какая есть.

          Поскольку все познается в сравнении, то вспоминается мой одесский холодильник, в котором мяса часто вообще подолгу не бывало, а если и бывало, то также благополучно, как и здесь, могло храниться по несколько недель. А если вспомнить летнее время, да базар на солнцепеке, где мясо без холодильников, почерневшее к обеду от жары, то теперешнее положение с замороженным мясом выглядит очень даже привлекательно.

          Вернемся к нашим баранам, то есть относительным ценам на мясо.

          Что здесь интересного?

          Для некоторой категории людей цены интересны сами по себе как индикатор чьей-то покупательной способности, как ориентир для будущего планирования или просто как объект любопытства. Но для тех, кто жил в одной стране, а потом переехал в другую, они интересны еще и тем, что становятся объектом наблюдения новой ценовой политики.

          Не всегда можно угадать логику ценообразования, но иногда это удается довольно просто. Почему первосортное мясо стоит дороже второсортного, ясно. Почему свинина здесь дешевле говядины - можно догадаться - говядина более легкое мясо и полезнее для здоровья. Но почему свиные ножки дороже мяса? - так и осталось вопросом.

          Основной принцип первичной обработки - максимальное приближение к готовому для употребления виду, начиная от изготовления фарша, разделывания и нарезания сырого продукта - до полного приготовления. Так , например, котлеты уже не только поджарены, но и приготовлены с каким-нибудь соусом и расфасованы в вакуумную упаковку. Остается только разогреть перед употреблением в микроволновке.

          Пробовали приготовленную по такому принципу индюшатину, лазанью, рагу и многое другое. Это довольно вкусно, но остается ощущение, что ешь консервы, а не полноценную здоровую пищу. Поэтому мы предпочитаем готовить сами.

          А фрукты хоть готовь, хоть не готовь, но они остаются все такими же "не нашими". Это значит, что и виноград, и клубника по вкусу похожи на яблоки и такие же твердые, а помидоры хоть и выглядят как разные сорта - все одни и те же на вкус. Нарезаешь их, а они только пустят скупую слезу сока и все, больше ничего не выжмешь.

          То ли дело молдавские помидоры: несколько помидоров - и полная тарелка сока, да туда же брынзочку, зелень, черный перец ...Эх! А виноград, а арбузы, а груши, а абрикосы... Эх-Эх!

          Еще три "Эх" - за нашим кефиром. Может быть, он не лучший в мире, но как хорошо утолял жажду летом, каким хорошим подспорьем был зимой, как был к месту осенью и весной.

          В Америке есть молочные продукты. Но эффект от них тот же, что и от фруктов - только еще больше сожалеешь о своих, бывших.

          Я думаю, что с фруктами произошло нарушение принципа "юзабилити". Производители все больше и больше заботятся о возможности длительного хранения и доставки фруктов в различные уголки планеты и, соответственно, теряют вкусовые качества.

          Этот же процесс я наблюдала дома, на капусте. Некогда хорошие вкусные сорта, но нестойкие к хранению, постепенно заменились на какую-то совершенно деревянную капусту, невкусную ни в приготовлении, ни в квашении. Но ее становилось все больше и больше, потому что она имеет способность к длительному хранению, а вкусную капусту стало почти невозможно найти - не выращивает никто. Еще одно поколение, и все будут думать, что капуста такая и должна быть.

          С молочными продуктами - перекос от вкуса в сторону полезности. Молоко только пастеризованное, обработанное, обезжиренное. Отсюда и все остальные производные - невкусное масло, невкусные крема на тортах, изготовленных из этого же масла, и невкусный йогурт. Впрочем, я кажется перегнула палку в сторону удовлетворения только моего вкуса.

          Вкус этот оказался довольно капризным существом - с радостью реагирует на новые продукты, но они быстро надоедают, и я перестаю их есть вообще. Так по приезду очень нравился воздушный рис, но теперь мы о нем даже и не вспоминаем, не говоря уже о других воздушных кукурузных и иных крупяных шариках, роликах, кружочках и тому подобных изысках.

          Все реже, но все же еще употребляем молоко с медовым печеньем. Вылетело из списка употребляемых печенье с инжирной начинкой, хотя вначале показалось очень вкусным. Почти совсем не жалуем пиццу, чипсы лежат невостребованными, и поп-корн все реже становится гостем нашего дома.

          Зато выпечка радует безмерно - великое разнообразие и хорошее качество. Больше всего понравился творожный торт, но это дорогое удовольствие.

          Хлеб точно вписывается в слово "юзабилити" - от маленького до большого, от светлого до темного и даже, цветного для детишек, на всякий вкус, по рецептам многих народов - французский, немецкий, польский, итальянский и обладает замечательным качеством - не черствеет долго. Есть рогалики, пончики, пирожные, печенье, булочки - всего не перечислишь.

          Но все равно, видимо, местному народу свой ассортимент надоедает - с удовольствием ходят во вновь открывшуюся французскую пекарню. Но меня там ничего особо не привлекло: какие-то буханочки хлеба, даже не очень симпатичного вида, обыкновенные круассаны - по 2 доллара за штуку, кексики по 10 долларов, то есть, все дороже местного производства.

          Может быть, посетителей радует возможность отвлечься от рутины будней и посидеть в кафе за чашечкой кофе, просто так, безотносительно того - действительно ли им предлагают качественную французскую выпечку.

          Знакомая девушка, приехавшая в Америку из Польши, которая работает в пиццерии, рассказывала, что она никак не может понять логику местного населения. Когда утром кто-то забегает в кафе, чтобы выпить чашечку кофе и съесть кусочек пиццы или просто хот-дог, это понятно, но когда они покупают с собой на вынос хот-доги, которые в кафе стоят в три раза дороже, чем в соседнем магазине - этого она никак понять не может. Я вслед за ней тоже только пожимаю плечами - наверное надо пожить дольше, чтобы понять и освоить принцип - делаю, что хочу, денег не считаю - все равно девать некуда.

          С некоторыми продуктами приходится обращаться осторожно. Они очень похожи на наши, но ведут себя при приготовлении по-иному.

          Так, первое время совсем не удавалось приготовить рис и все, что было с ним связано. Оказалось, что здешний рис варится в несколько раз быстрее и берет в себя при приготовлении в несколько раз больше воды, чем обычно, особенно после того, как немного постоит. Потом приловчились, что плов после приготовления должен выглядеть как густой суп. Через некотоорое время после остывания - вполне соответствует названию "плов".

          До сих пор воюем с мукой. Привычные навыки не помогают, все время приходится думать, что на самом деле может получится из задуманного, а что нет. Почему-то не удается легко раскатать тесто, какой бы консистенции его не завести. Приходится прилагать большие усилия, но все равно добиться достаточной тонкости не удается.

          Поэтому не очень вкусные вареники, вертута, и не получается вообще все, что требует тонкости и эластичности. (Слышу, как хозяйки кричат: Надо немного растительного масла влить! - Вливала, не помогает).

          Зато разнообразию майонезов и их качеству можно только позавидовать. Вот где видно, что человеческой фантазии нет предела. И каких только сочетаний не понапридумывали. Иногда майонезы имеют другие названия, но это не меняет их сущности - они всегда густые, в меру кислые, приятной консистенции и по-своему вкусные.

          А вот и палочка-выручалочка - консервы называются. Тут даже беглый обзор может помочь понять: И каких только консервов нет на белом свете! А какие есть, то все в Америке купить можно.

          Мясные: от простой тушенки, до полностью приготовленного блюда - овощного рагу, например, со всеми компонентами, овощами и приправами. От простой колбасы, упакованной в консервы для длительного хранения - до вкуснейшей ветчины. Тоже самое о рыбе - со всего света и во всем мыслимом и немыслимом разнообразии. Также и по фруктовому и овощному ассортименту.

          Меня лично привлекли недорогие, но очень удобные овощные ассорти. Они приготовлены почти без соли, включают в себя все часто употребляемые овощи и очень удобны для супов. Почти моментально готовятся, соль и приправы можно использовать по своему усмотрению и, конечно, экономят время на чистку, обработку и так далее.

          Прежний принцип, что дешевле купить овощи на базаре и самому приготовить, тут не срабатывает. Купить овощи дешевле, чем приготовленные, не получается. Овощи очень дорогие, когда свежие.

          Ждали сезона овощей - но он не принес желаемого изобилия на улицы города. Только изредка стояли лотки со свежими овощами, но там в основном была молодая кукуруза - все остальное в нашем краю растет плохо. В магазинах всегда есть большое разнообразие, но цены соответствующие - потому что все завозится издалека.

          Зато есть большой выбор сушенных фруктов. Они упакованы в большие консервные банки совершенно герметично и не портятся от длительного хранения. Мы иногда используем такой вид продуктов. Достаточно залить небольшим количеством воды и поставить на ночь в холодильник. Утром к овсяной каше есть фруктовый салат.Он довольно вкусный и достаточно экзотический, так как включает в себя тропические фрукты.

          По такому же принципу изготовлены различные сухие супы - картофельные, фасолевые, овощные. Варятся моментально, включают в себя все необходимые компоненты, зелень, приправы, иногда сушенное мясо, макароны и различные крупы.

          Нам очень понравились "Чили". Достаточно острые приправы находятся отдельно от основного продукта, поэтому можно готовить его по своему вкусу. Основной продукт представляет из себя смесь различных сортов фасоли, уже приготовленной и высушенной.

          Поскольку варить необработанную фасоль достаточно долго, то фасоль быстрого приготовления очень даже радует. Остается только приготовить томатный соус, десять минут прокипятить в нем фасоль и добавить специи. Я немного упростила рецепт, поскольку видимо фасоль, это не единственный компонент этого блюда: на взгляд можно определить, что там находятся еще какие-то овощные приправы, но какие именно, описывать не берусь.

          Не берусь описывать также колбасы, конфеты, морепродукты, живые цветы в горшочках в продуктовых магазинах, букеты срезанных цветов, кулинарные изделия, маленькие кафе в больших торговых залах, отделы кулинарии, сырные отделы...

          Все, больше не могу, аппетит разыгрался. Иду готовить обед...



E-mail для связи :
smelena@myrealbox.com
Используются технологии uCoz