Америка: немного обо всем


     
Главная
Америка
Американцы
Замуж за иностранца
Немного юмора
Об авторе
Госте-Book

Вячеслав Гордеев
KEEP SMILING - образование по-американски



Оригинал статьи находится ЗДЕСЬ


      Возможно, вы мечтаете о Соединенных Штатах Америки, представляя их страной будущего столетия, новой эры. Втайне надеетесь, что ваши огромные и нераскрытые возможности будут там полностью реализованы. Ведь это страна, где учатся тысячи иностранных студентов, в том числе и наших соотечественников. Гигантские суперсовременные кампусы гигантских университетов. Почти все желающие и абсолютно все иностранные студенты обеспечиваются жильем в студенческом городке. Огромный выбор специальностей, любые курсы и возможность подpaбoтaть. Mc'Donalds, крупные корпорации, парки развлечений, воздух, пропитанный мечтой о свободе'.

      СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

      Начальное образование (Elementary или Primary Education) юные американцы получают последовательно в трех типах учебных заведений:
- яслях (Nursery Schools);
- детских садах (Kindergartens);
- начальных школах (Elementary или Primary Schools).

      В сады и ясли принимают детей граждан CШA, беженцев, лиц, имеющих вид на жительство, а также граждан других государств, находящихся в Америке в длительных командировках. В частную начальную или среднюю школу-интернат можно отправить ребенка и из СНГ (разумеется, за плату). Для этого нужно связаться с директором (Principal) и запросить условия приема, которые достаточно стандартны: для поступления необходимы данные о полученных за последние год-два оценках, рекомендации преподавателей и определенный уровень владения языком. Стоимость - от $12-15 тыс. в год.

      Следует отметить, что американские частные средние школы не так активно "вербуют" иностранных учеников, как английские. Иностранцев принимают, но специально не зазывают. Это связано с тем, что бюджет американских интернатов в меньшей степени зависит от денег родителей-иностранцев: школы получают правительственные субсидии, а также добровольные пожертвования заинтересованных лиц.

      Среднее образование в CШA получают с 12 лет. Оно является всеобщим и бесплатным, то есть любой ребенок может претендовать на место в государственной школе (public school), но может поступить и в частную (private school). В CШA каждый штат имеет свои законы, и сфера образования здесь не исключение. Образовательные программы разных школ заметно отличаются, и хотя существуют обязательные предметы, их круг может быть совершенно иным, чем, например, в соседнем штате. Но все программы включают такие предметы, как чтение, письмо, математика, история CШA и всеобщая история.

      Различие между частными и государственными школами весьма существенное. В государственные учащиеся принимаются по территориальному принципу, для поступления в частные необходимо пройти собеседование или даже тестирование. Как правило, государственные школы существуют за счет местных бюджетов, и в финансовом аспекте их развитие несколько ограничено. Частные школы могут позволить себе располагать большими материальными ресурсами, ведь родители платят за ребенка от $2 до $10 тыс.в год.

      Помимо изучения обязательных предметов, учащиеся обоих типов школ должны прослушать определенное количество курсов по выбору. Из этой "суммы знаний" складывается High School Diploma. Также существуют школы с углубленным изучением предметов, и во многих государственных школах создаются специальные классы для одаренных детей, часто практикуются занятия по индивидуальным программам. Уровень одаренности оценивается по результатам теста SAT (Standard Achievement Test). Оценки в американских школах ученики получают по различным шкалам, но чаще всего применяется шкала A-F, где А - выcшaя отличная оценка, a F (fail) означает "неудовлетворительно".

      В старших классах будущие выпускники, нацеленные на продолжение учебы в университете, могут выбрать курсы углубленного изучения необходимых им для поступления предметов (Advanced Placement Courses). Изучаемые на них дисциплины обычно зачитываются как сданные при учебе в образовательном учреждении следующей ступени (колледже или университете). Подводя итоги, отметим, что в Америке в сфере среднего образования действуют три общепринятые схемы:
А. Ребенок остается в начальной школе дополнительно на 2 года, а затем переходит в четырехгодичное среднее учебное заведение (4-year High School);
В. Ребенок последовательно учится в двух средних школах: для младшей и старшей возрастных групп (Junior High School & Senior High School);
С. Ребенок поступает в смешанную шестигодичную среднюю школу (Combined Junior-Senior High School).

      В каждом из этих трех вариантов выпускники получают стандартное свидетельство о среднем образовании - High School Diploma - и, при желании, готовятся к поступлению в вуз.

      По достижении 17 лет американцы и иностранцы могут подавать документы в высшие учебные заведения - колледжи, университеты, а также в специализированные институты и школы.

      ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

      В терминологии, связанной с высшим образованием в CШA, следует тщательно разобраться для последующей работы с каталогами университетов, благотворительных фондов и т.п. (Обратите внимание, что она несколько отличается от английской.)

1. Undergraduate Level предполагает получение после прохождения курса обучения одной из двух различных академических степеней: - Associate Degree - в двухгодичных колледжах (Junior Colleges, Two-years Colleges, Liberal Arts Colleges и т.д.), институтах (Technical Institutes), специализированных школах (Colleges), университетах и четырехгодичных колледжах. Выдается диплом низшей ступени, формально считающийся документом о законченном высшем образовании, но практически эквивалентный нашему профессионально-техническому.
Двухгодичные учебные заведения, как правило, дешевле, чем четырехгодичные, и студенты, закончив курс, без труда переводятся в университеты и колледжи, имеющие право присуждать степень бакалавра. Зачастую, благодаря соглашениям между учебными заведениями, такой перевод осуществляется с минимальными формальностями.

      Подобная тактика рекомендуется иностранцам, самостоятельно оплачивающим свое обучение или получающим ограниченную помощь "со стороны". К сожалению, двухгодичные колледжи очень редко располагают средствами для предоставления стипендий студентам-иностранцам.

      - Bachelor's Degree - степень бакалавра. Ее получают в институтах, университетах, специализированных школах и четырехгодичных колледжах (далее - колледжах). Курс рассчитан на 4 года, но этот срок можно сократить, занимаясь более интенсивно (до 21 час. в неделю), или продлить, поступив на заочное отделение (студент-заочник не получит визы, поэтому заочное обучение доступно лишь тем, кто уже находится в Америке).
Для получения диплома необходимо в течение 4 лет набрать 120-150 "кредитных часов" (credit hour). Один кредитный час засчитывается, если студент в течение семестра раз в неделю посещал лекции, семинары или практические занятия по определенному предмету и, следовательно, приблизительно равен 16 академическим часам. Обычная нагрузка на курсах бакалавриата - 15-17 час. в неделю.

2. Graduate Level - аспирантура. Здесь также два уровня: - Master's Degree - низшая научная степень, получаемая по окончании одногодичного курса. Она присуждается университетами, колледжами и некоторыми специализированными школами (например, МВА Schools выдают дипломы Master of Business Administration). Магистры имеют право paбoтaть преподавателями вузов.

      - PhD или профессиональная квалификация продвинутого уровня (Advanced Professional Degree) - дипломы американской докторантуры (Doctoral Level). Для получения такой степени кандидаты в течение 2-3 лет готовят диссертацию, одновременно посещая лекции, семинары и практические занятия.

      - Postgraduate (Postdoctoral) Level -"настоящая" докторантура. На такие курсы могут поступать наши кандидаты наук,имеющие опыт самостоятельных исследований и ведущие работу над докторской диссертацией. Учеба будет заключаться в посещении небольшого количества семинаров, в основном, занятиях по индивидуальному плану. Программы Postdoctoral Level чаще других финансируются учебными заведениями и благотворительными организациями. Кроме того, аспирантов нередко приглашают прочитать курс лекций студентам вуза.

      ТИПЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Двухгодичные высшие учебные заведения могут называться по-разному: community colleges, junior colleges, technical colleges, liberal arts colleges. В эту категорию также входит множество колледжей и школ с узкой специализацией: сельскохозяйственных, издательского дела, танца, искусства и др. Они предлагают курсы, позволяющие получить:
- профессиональную или профессионально
-техническую квалификацию (certificate);
- квалификацию по английскому языку для иностранных студентов (свидетельство); - академическую степень (Associate Level).

      Основными задачами таких колледжей является подготовка учащихся к переводу в четырехгодичное учебное заведение, предоставление профессионального и профессионально-технического образования, курсов повышения квалификации и вечерних общеобразовательных программ. Соглашения с близлежащими вузами позволяют выпускникам Associate Level поступать без экзаменов на третий курс бакалавриата.

2. Четырехгодичные колледжи.
Они дают возможность получить:
- академические степени (Associate или Bachelor);
- научные степени (Master, редко PHd);
- профессиональные квалификации; - профессионально-технические квалификации.
Четырехгодичные колледжи часто очень схожи с университетами, как по профилю, так и по уровню подготовки.

3. Университеты. Здесь студент может получить:
- академическую степень (Bachelor);
- научную степень (Master или PhD);
- профессиональную квалификацию.

      Университетами, как правило, именуются наиболее крупные учебные заведения, предлагающие, наряду с другими, продвинутые курсы аспирантуры (PhD, медицина, юриспруденция и т.п.). Многие американские колледжи, не имеющие права присуждать такие степени, все же носят название университетов, в то время как некоторые университеты по старинке зовутся колледжами. Так, в последнее десятилетие государственные колледжи в Коннектикуте, Пенсильвании и Южной Каролине были переименованы в университеты без малейших изменений в программах.
Особое внимание в университетах уделяется научной работе. Фундаментальные исследования требуют специального лабораторного оборудования, компьютеров, библиотечного фонда, технических средств, и в связи с этим стоимость обучения, даже по программе бакалавриата, в университетах гораздо выше, чем в колледжах. По сравнению с государственными колледжами цены в государственных университетах выше на 25-100%, а в частных - примерно на 50%. В сущности, менее способные студенты университетов вынуждены нести часть расходов по финансированию программ аспирантуры, сами не подозревая об этом. Кроме того, вместо штатных преподавателей занятия на 1-2 курсах часто ведут аспиранты, разумеется, за соответствующую плату.

     ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

      В 1991 г. в CШA обучалось 408 тыс. иностранных студентов, и каждый год это число увеличивается примерно на 10%. Американские университеты и колледжи с удовольствием принимают иностранцев.
Прежде всего, администрация сознает, что гости помогают американским студентам расширить кругозор, повысить культурный уровень.

      С другой стороны, количество граждан CШA соответствующего возраста неуклонно снижается, а иностранные студенты заполняют свободные места. Средства, поступающие из-за границы на оплату обучения, играют немалую роль в бюджетах американских вузов. Образование становится ходовым экспортируемым "товаром".
Иностранцы, вынужденные порой платить за учебу вдвое больше американцев (учебные заведения принимают жителей своего штата на льготных условиях), пользуются отличным спросом. С I960 г. количество четырехгодичных колледжей и университетов в CШA возросло с 1400 до 2000. Популярные вузы расширили программы, разpaбoтaв дополнительные курсы аспирантуры. Количество двухгодичных колледжей за то же время увеличилось более чем вдвое: с 600 до 1400. Несмотря на то что число студентов вузов также почти удвоилось, их все равно не хватает, чтобы заполнить аудитории и общежития учебных заведений. Рекорд - 3,1 млн. студентов - был зарегистрирован в 1977 г. Предположительно, в 1996 г. их было всего 2,3 млн. Вот почему университеты и колледжи прилагают такие усилия для привлечения первокурсников, рассылая тонны бесплатных цветных каталогов. Руководство неохотно идет на сокращение преподавательского штата, и поэтому американские вузы нуждаются сейчас в студентах не меньше, чем студенты в учебных заведениях.

      ПЕРВЫЕ ШАГИ

      Начинать сбор информации и выбирать учебное заведение следует за 1-1,5 года до поступления. Вам предстоит большая переписка как с вузом, так и с организацией, которая может предоставить стипендию. Нужно будет подготовиться и сдать экзамены. От вас потребуют целый пакет документов, справок, рекомендаций и др., которые необходимо заблаговременно собрать. Не забывайте, что, опоздав на месяц, придется дожидаться следующего учебного года!

      ВЫБОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

      Выбор учебного заведения может проходить в два этапа: предварительный - по справочной литературе, и окончательный - по полученным из CШA конспектам и каталогам. В обоих случаях следует обратить внимание на следующие аспекты:

      РАСПОЛОЖЕНИЕ

1. Хотите ли вы жить и учиться в маленьком городе? С одной стороны, в провинции стоимость жизни ниже. С другой, значительными могут оказаться транспортные расходы, и иногда бывает немного скучно.

2. Вы хотите учиться, проживая в студгородке, или его наличие не обязательно (campus college или non-campus college)?

      В первом случае жилье, аудитории, библиотека, зоны отдыха, бары, магазины, спортивные сооружения и т.п. будут сконцентрированы на одной территории, чаще всего за городом. Во втором - они могут быть разбросаны в черте города, а иногда и по соседним населенным пунктам. В кампусе жить удобнее. Все необходимое, включая продукты питания, канцелярские принадлежности, услуги прачечных и т.п., в студгородках обычно дешевле. Не нужно тратить время и деньги на транспорт, легче знакомиться и заводить друзей. Всегда рядом библиотека, спортзал, бассейн, paбoтaющие до поздней ночи.

      РАЗМЕРЫ ВУЗА И КОЛИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ

1. Вы хотите учиться в большом вузе, где можно познакомиться со студентами, изучающими самые разнообразные предметы, или же в маленьком, более "семейном"?

2. Будут ли большинство студентов американцами или иностранцами? Что вам интереснее? Лишь 20% университетов и колледжей CШA насчитывают 5 тыс. и более учащихся. С другой стороны, ежегодно в эти 20% университетов и вузов поступает до 50% от общего числа всех первокурсников. Остальные 3,5 млн. молодых людей распределяются среди 1000 других учебных заведений. Большие и маленькие вузы имеют как преимущества, так и недостатки. В небольшом колледже первокурсник быстро освоится в кампусе. Не будет переполнена библиотека, не возникнет очередей на регистрацию. Отношения студентов и преподавателей, как правило, неформальные. С другой стороны, в таком вузе выбор курсов и развлечений всегда несколько ограничен.

      СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

1. Четко ли указана стоимость обучения в проспекте?
2. Указано ли, что включено в цену, а за что нужно доплачивать отдельно?
3. Можете ли вы себе позволить оплатить весь курс? Не забывайте, что он может длиться несколько лет, а цена -увеличиваться каждый год;
4. Есть ли требования к форме и срокам оплаты? Нужно ли платить за год вперед, каждый семестр, ежемесячно? Нужен ли задаток? В какой срок до начала занятий требуется внести деньги? Стоимость обучения в наиболее дорогих вузах доходит до $20 тыс. в год. Однако, чтобы получить неплохое образование, не обязательно платить так много. Большинство частных колледжей требуют $11-15 тыс. в год за обучение, жилье, питание, страховку, учебники и проч. Курс в государственном университете может стоить $9-12 тыс. Поскольку многие штаты сейчас сократили финансирование учебных заведений в связи с экономическим спадом, стоимость обучения в государственных вузах растет теперь быстрее, чем в частных. Имея возможность жить бесплатно (например, у друзей), можно сэкономить $3500-4500 в год. Помните, что двухгодичные колледжи почти всегда значительно дешевле университетов и крупных вузов, особенно престижных. Год во многих двухгодичных колледжах обойдется максимум в $6500-7000 (учеба, жилье, питание - без прочих расходов). Но и среди четырехгодичных вузов есть недорогие: $7000 и менее. Некоторые из них принимают иностранцев на тех же условиях, что и студентов из своего штата, т.е. обучение - около $200С жилье - около $1700, питание - около $1500, остальное - на ваше усмотрение.

      НАЛИЧИЕ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ

      Наряду с различными независимыми фондами и организациями, на которые все возлагают такие надежды, стипендию можно получить и непосредственно от учебного заведения. Такие стипендии часто ограничиваются $1000-3000 в год -очевидно, недостаточно, чтобы жить и учиться, - но могут оказаться и побольше. По вопросу стипендии обычно рекомендуется обращаться параллельно в несколько источников. Подавая заявление на университетскую стипендию, следует указать другие организации, фонды, компании и т.п., от которых вы надеетесь получить поддержку. В каталогах вузов всегда приводится множество программ финансовой помощи. Однако следует помнить, что подавляющее большинство их, в особенности федеральные, муниципальные и прочие государственные стипендии, недоступны иностранным студентам. С другой стороны, университеты и колледжи CШA часто располагают дополнительными средствами, которые не вносятся в проспекты, но могут быть выделены особо одаренным студентам. Внимание! Не надейтесь получить от университета полную стипендию, покрывающую все расходы да еще и предусматривающую карманные деньги! Этого практически не бывает.

      РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ВЗНОС

      Обычно документы подаются сразу в несколько учебных заведений, что почти до 100% увеличивает шансы быть принятым. При этом в каждый вуз необходимо заплатить регистрационный взнос (application fee) $10-75. Понятно, что при таком различии в суммах кампания по поступлению в пять вузов, например, может обойтись в $50-400, в зависимости от стоимости регистрации и, следовательно, выбирая подходящий вуз, следует принять во внимание величину регистрационного взноса.

1. Нужно ли сдавать какие-либо экзамены? Каков минимальный проходной балл?
2. Какие нужно иметь документы?
3. Примут ли в учебном заведении имеющиеся у вас дипломы?

      Высокий конкурс - отнюдь не показатель качества американского учебного заведения. Избегайте траты времени, сил и денег, подавая документы в вузы, требования которых превосходят ваши возможности. Выбор очень широк, и всегда можно найти университет или колледж, соответствующий вашему уровню. Недостаток студентов не обязательно приводит к снижению требований к поступающим. Наиболее престижные учебные заведения меньше зависят от состояния рынка, и некоторые популярные вузы в последние годы ужесточили требования, имея возможность paбoтaть по сравнительно низким расценкам и привлекая большее количество студентов. Тем не менее, в CШA имеются сотни государственных и частных учебных заведений, обладающих хорошей репутацией в своих штатах и с радостью принимающих иностранных студентов. Обычно абитуриенты-иностранцы не сдают вступительных экзаменов, кроме тестов по английскому языку.
Но для того чтобы поступить в наиболее престижные вузы, нужно набрать около 1000 баллов по SAT и 25 баллов по ACT, в другие университеты - соответственно 500 и 20 баллов. Имейте в виду, что стандартные американские экзамены в СНГ, как и в других странах, сдаются не бесплатно. Так, TOEFL, независимо от результата, стоит около $50. Посчитайте, сколько придется заплатить, сдавая и пересдавая SAT, ACT, AT и TOEFL. Обратите внимание, что очень многие вузы требуют результатов лишь 1-2 экзаменов, а некоторые - ни одного.

      КУРС

1. Какую квалификацию вы получите по окончании курса?
2. Ознакомились ли вы с содержанием курса? Подходит ли он вам?
3. Что можно будет сделать, если вам не понравится курс? Можно ли перевестись на другой? 4. Указаны ли в проспекте сроки начала и окончания семестров? Подходят ли они вам?
5. На какое время рассчитан курс? Можете ли вы себе позволить учиться так долго?

      МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

1. Сколько студентов будет в группе? Это особенно важно для желающих поступить на курсы английского языка. Недорогие программы с обучением в больших группах всегда проигрывают по эффективности.
2. Какие используются методы? Какова продолжительность академического часа? Делается ли акцент на преподавании в больших группах (лекции) или маленьких (семинары), на самостоятельной работе, индивидуальных занятиях? Что вам больше подходит?

      УСЛОВИЯ

1. Обычно при вузах обязательно имеются библиотеки, спорткомплексы, кафетерии и т.п. Есть ли все это там, где вы хотите учиться?
2. Организуются ли какие-либо культурные мероприятия? Включены ли они в стоимость курса, или требуется делать доплату?
3. Предоставляется ли жилье? Помогут ли вам подыскать квартиру?

      КАТАЛОГИ

      Выбрав по справочнику подходящие учебные заведения и сократив их список до 8-10, немедленно пишите в эти вузы и заказывайте пакет документов для поступающих. Как правило, бумаги высылаются сразу после получения правильно оформленной заявки. Ответ придет через 40-60 дней.

      ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ

      Заказать пакет документов для поступающих можно одним из нижеприведенных способов:
1. Письмо в свободной форме. В нем необходимо предоставить следующую информацию: гражданство, желаемый профиль курса, уровень образования, уровень владения английским языком, финансовое положение, предполагаемая дата начала занятий. На основании этих данных служащий приемной комиссии решит, соответствует ли заявитель требованиям вуза;
2. Стандартная анкета (Request for Application Material from U.S. Colleges and Universities). Ее можно взять в библиотеке (в каких-нибудь консультационных центрах или справочных изданиях).

      ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

      Вам вышлют бесплатно толстенькое письмецо:
1. Буклет для иностранных студентов (краткий конспект соответствующих разделов официального университетского каталога);
2. Анкеты и формы. Не следует обольщаться. Получив эти документы, вы еще ни на шаг не продвинулись к поступлению. Брошюры высылают всем без исключения. Американцы - самые богатые, но бережливые. В отличие от европейских вузов, университеты и колледжи CШA не высылают заинтересованным иностранным студентам подробные цветные каталоги, а предлагают выписать их за плату $5-20. Каталог (курсов бакалавриата или аспирантуры), содержащий описание процедуры подачи документов, условий предоставления финансовой помощи, политики учебного заведения, структуры, продолжительности и стоимости курсов, расписания занятий и т.п., вам бы не помешал. Внимательно изучите все материалы с учетом приведенных выше критериев. Не соблазняйтесь на цветные картинки -действительность может оказаться намного скромнее. Не доверяйте каталогам, в которых что-либо не договорено или объяснено расплывчато. Опасайтесь слишком низких цен - обязательно пострадает качество. Если возникнут вопросы - напишите еще раз. Выберите 3-4 наиболее подходящих вуза, трезво оцените свои шансы - и можете начинать собирать необходимые документы.

      СБОР ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

      Американская система приема в высшие учебные заведения, по сравнению, например, с английской, являет собой вопиющий пример бюрократии. Даже действуя очень оперативно, вы вряд ли сумеете подготовить все необходимое в течение 2-4 месяцев. Полный набор документов должен быть в вузе как можно раньше, но не позднее, чем 15 августа-1 сентября (что, впрочем, неприемлемо для студентов из СНГ, поскольку необходимо еще оставить в запасе время на визы, билеты и почтовые задержки).

      НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Для всех студентов без исключения: - заполненная анкета -заявление (Application Form); - регистрационный взнос, оплаченный чеком или банковской траттой; - копии документов о среднем образовании (transcripts), переведенные на английский язык и нотариально заверенные. Поступающие в аспирантуру должны вместо документов о среднем образовании предоставить копии вузовских дипломов, дипломов техникумов и т.п.
2. Для иностранных студентов, в дополнение к вышеперечисленному: - заполненная анкета-декларация о финансовом положении (Financial Statement), подписанная и заверенная спонсорами и т.п.; - оригинал или нотариально заверенная копия выписки из банка о наличии средств, достаточных для прохождения курса; - официальные результаты одного или нескольких стандартизованных тестов: TOEFL, ACT, SAT и т.д.
3. Для иностранцев, поступающих в аспирантуру, в дополнение к вышеперечисленному: - рекомендательные письма; - результаты экзаменов GMAT (для школ бизнеса и MBA schools) или экзаменов GRE - для остальных дисциплин.

     ОТБОР СТУДЕНТОВ

     Рекомендуется подавать документы одновременно в несколько учебных заведений, особенно при наличии большого конкурса. Возможности кандидата ограничивает лишь общая сумма регистрационных взносов, которые не возвращаются в случае отказа. Для университетов важны не только успехи будущих студентов в учебе; наряду с ними в расчет принимаются интересы и хобби. При этом выше ценятся не те, кто преуспел во всем понемногу, а молодые люди, добившиеся результатов в определенной области - будь то программирование или футбол: для поступления в наиболее престижные вузы CШA недостаточно быть просто отличником.

     АНКЕТА-ЗАЯВЛЕНИЕ

     Каждое высшее учебное заведение имеет собственную форму заявления. Лишь небольшая часть университетов и колледжей CШA пользуются стандартной анкетой. Приступая к ее заполнению, следует сразу же обратить внимание на сроки подачи документов и инструкции по оформлению. Ответы рекомендуется печатать или писать печатными буквами очень аккуратно. Перед началом работы просмотрите анкету полностью и, не закончив, не приступайте к заполнению другой. В данном случае эта форма - ваше лицо, поэтому она должна выглядеть привлекательно. Можно сделать ксерокопию и потренироваться. Ее также следует снять с заполненной анкеты - на случай утери оригинала на почте. Результаты экзаменов (SAT, ACT, AT) должны быть получены приемной комиссией непосредственно от проверявшей ваши знания организации, - просто указать их в анкете недостаточно. Многие вузы требуют также рекомендаций от одного-двух бывших преподавателей, хорошо знающих абитуриента. Выберите их сами. Если вы были сильны в английском - обратитесь к учителю английского, если хорошо успевали по физике - к преподавателю физики. Желательно, чтобы рекомендации касались именно тех дисциплин, которые вы намерены изучать в вузе. Интересы и хобби крайне важны при отборочном процессе. Необходимо конкретизировать, сколько лет вы занимались, например, бегом, в каких соревнованиях участвовали, какие имеете грамоты, свидетельства, награды и т.п. Рекомендуется перечислить все хобби и расположить их в порядке предпочтительности, начиная с самого главного. В некоторых анкетах имеется место для мини-эссе. Важно, чтобы они были написаны кратко, четко и грамотно. Проверяется ваше умение лаконично излагать свои мысли. Некоторые формы заявлений включают до 6 эссе, в то время как в других не предусмотрено ни одного. Иногда абитуриентам предлагается приложить к пакету необходимых бумаг дополнительные материалы. Это могут быть музыкальные записи, фотографии, опубликованные труды, грамоты и т.п. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Следует только постараться, чтобы все работы были отличного качества.

     СТАНДАРТНАЯ ФОРМА

     Более 100 колледжей и университетов CШA, наряду с собственными анкетами, принимают стандартизованные формы заявлений (common application) Студент может заполнить любую форму по выбору. Стандартная анкета экономит время -ее, проpaбoтaв один раз, можно использовать для поступления сразу в несколько заведений. С другой стороны, собственные анкеты вузов в большей степени индивидуализированы. Несмотря на то что paбoтaющие по такой схеме учебные заведения подписали обязательство применять единые критерии при рассмотрении различных форм заявлений, часто рекомендуют пользоваться все же собственной анкетой вуза. ЭССЕ Здесь грамотность и стиль должны быть безукоризненными. Нельзя paбoтaть без черновика, т.к. переписывать и редактировать придется несколько раз. Используйте эссе, чтобы представить себя в выигрышном свете, подчеркните свои достоинства. Отредактируйте работу в соответствии с профилем вуза, показав свою целеустремленность и сознательный выбор специальности. Например, рассказывая о любимой книге, при поступлении на экономический факультет выберите роман о бизнесмене, а для физического факультета - повесть о великом физике. Если требуется несколько эссе - не повторяйтесь, даже если темы очень похожи. Постарайтесь, чтобы совокупность всех эссе производила благоприятное впечатление. Отдайте черновик на проверку специалисту - преподавателю, репетитору. Но пишите сами. Приемная комиссия легко сумеет отличить стиль недавнего школьника от стиля взрослого.

     РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ВЗНОС

     Заплатить регистрационный взнос в некоторых регионах СНГ может оказаться непросто. Частные лица порой не имеют права переводить деньги за рубеж или вынуждены собирать для этого различные бумаги, открывать счет в банке и т.п.

Кроме того, подавляющее большинство учебных заведений предпочитают paбoтaть не с телеграфными переводами, а с международными чеками (International Cheques) и банковскими траттами (Bank Drafts).

Ниже предлагается несколько вариантов:
1. Обратиться к другу, имеющему счет в американском банке. Отдать ему наличные, а он пусть выпишет чек, который вы приложите к своим документам. Недостатки: документы и чек могут потеряться на почте. При этом чек необходимо будет аннулировать, а ваш друг может отказаться вернуть вам деньги, поскольку факт утери невозможно подтвердить документально, и, кроме того, при аннулировании чеков взимают штраф. Возможно, документы и чеки лучше переправить через границу "с оказией", хотя это и ненамного безопаснее. С другой стороны, счет вашего товарища может оказаться нулевым или замороженным. В этом случае чек будет возвращен банком без оплаты, и вы узнаете об этом слишком поздно. Не доверяйтесь малознакомым людям. Помните, что выписка из банка (statement), даже недельной давности, еще ни о чем не говорит;
2. Воспользоваться услугами представительств западных финансовых учреждений и банков в СНГ, например, American Express, Western Union. Это надежно, но недешево. Недостаток: American Express Money Order придется пересылать по почте (см. выше);
3. Обратиться в агентство или фирму, занимающуюся внешнеэкономической деятельностью. Фирма может по факсу получить из учебного заведения платежное требование (invoice) на перевод соответствующей суммы. Сдав деньги в банк, бухгалтер должен выдать вам оригинал поручения на валютный перевод на английском языке, который вы и приложите к своим документам. В этом случае проблем с почтой можно не бояться. Недостатки: агентство, естественно, возьмет определенный процент. К тому же перевод из СНГ может идти довольно долго, до 3-4 недель, а многие вузы просто не принимают регистрационный взнос в форме телеграфного перевода;
4. Перевести деньги самостоятельно, обратившись в банк. Недостатки: при операциях с небольшими суммами ($10-30) стоимость банковских услуг может составлять 50-200% от общего размера платежа. Кроме того, от вас могут потребовать открытия валютного счета, что повлечет за собой дополнительные расходы. Пользуясь этим способом, помните, что поручение на перевод должно быть оформлено на английском языке. ВНИМАНИЕ! Пересылать или передавать с кем-либо дорожные чеки (travelers cheques)столь же небезопасно, как вкладывать в конверт наличную валюту. Лучший способ - не платить регистрационный взнос вообще.

Вы должны написать в университет письмо и попросить отложить уплату регистрационного взноса, так как:
1) в СНГ не существует международных чеков или других подобных форм международных платежей;
2) банковские переводы неэффективны и производятся только при наличии счета на оплату (invoice);
3) в СНГ существуют ограничения на перевод валюты за рубеж (exchange control restrictions);
4) якобы вы звонили в посольство, и там вам посоветовали написать такое письмо. Часто это срабатывает и вузы начинают рассмотрение документов без регистрационной платы.



E-mail для связи :
smelena@myrealbox.com
Используются технологии uCoz