|
Наташа Штамм Что такое хорошо и что такое плохо?
Оригинал статьи находится ЗДЕСЬ
Не знаю, как вы, а я совсем запуталась в этой Америке. Такой красивый город, идешь любуешься и вдруг видишь сколько бездомных на улицах! Ведь это же очень плохо! Неужели «они» этого не понимают!? По-моему надо всех бездомных собрать, помыть и дать им работу. Ну и что, что они не хотят работать, заставить! И запретить жить на улицах, пусть полиция за этим следит. Как вы думаете? По-моему
будет хорошо. Но возможно это очень дорого заставить работать тех, кто не
хочет. Нет, наверное, лучше платить им пособие и пусть себе гуляют. Но не
на центральных же улицах! Где-нибудь так чтобы их никто не видел,
как будто бы их и нет. А то какой они пример детям показывают! Ведь это
плохо. Смотрят, смотрят дети, что можно не работая жить на улице и сразу
все захотят стать бездомными. С другой стороны может это и хорошо. Смотрят
и видят что есть и бездомные, но есть и красивые дома, полные магазины,
университеты, театры. Посмотрят, посмотрят и поймут, что не одна дорога у
всех в жизни, а дорог много и каждому выбирать свою надо. Это определенно
хорошо!
Вообще для детей тут много плохих примеров. Вот посмотрите только на молодежь! Кольца в самых
невероятных местах и количествах, волосы всех цветов радуги, стрижки
фантастической конфигурации, про одежду я вообще молчу! По-моему их надо
всех отшлепать. Правда, молодежи свойственно бунтовать против «скучных»,
«несправедливых» и еще каких-нибудь взрослых. Может быть, мы просто не в
состоянии это понять? Ведь мы о таком и думать не могли, в нас бунтарский
дух убит еще в зачатии. Может это и лучше дать выйти этому духу в
раскрашивании собственного тела? Нет, это определенно хорошо, все сразу
понятно.
Я вспоминаю наш многоквартирный дом, такие вежливые, культурного вида соседи и милые дети
соседей. Кто отворачивал «голову» мусоропроводу, выжигал «с мясом» кнопки
лифта, разбивал окна и двери - непонятно! Тоже, наверное, бунтарский дух
выходил. Нет уж, определенно лучше побрить собственную голову и сидеть на
тротуаре, просить у прохожих на пиво. Надо отдать должное, я часто
встречаю таких раскрашенно-побритых, с колечками девочек и мальчиков в
колледже и университете, удобно расположившихся прямо на полу с книжками.
Видно колечки в носу не мешают учиться. Уже хорошо!
А как вам нравиться public school? Ну так все плохо, что и слов не хватает. Класса у ребенка
Как такового нет, значит коллектива тоже. У каждого свое собственное
расписание. Никто никого не заставляет учиться. Тебе дают, а ты хочешь
бери, хочешь - нет. Но ведь ребенок еще глупый, он не понимает, его
заставить надо учиться!
Что-то под влиянием воздуха Сан-Франциско все понятия в голове меняться стали. Вот и
подумалось… Заставляешь, заставляешь ребенка учиться, в институт его
пихаешь. А потом попадешь к такому «запиханному» в мединститут врачу и…,
страшно представить, да? Может заставлять это плохо? Тут не заставляют.
Можно кончить школу и не знать таблицу умножения. А университеты и колледжи
полны студентов. А кто там учиться знают, что это не так просто. Правда
тоже никто не заставляет. Так хорошо или плохо выбирать, что учить:
биологию, физику или литературу? Составлять расписание по своим
возможностям? Не быть привязанным к классу, где у всех разные способности
и интересы? Конечно, все дети разные, как и взрослые, как и все живое на
земле. Есть и ветер в голове гуляет. Пусть погуляет. Погуляет, погуляет,
может несколько лет погуляет, и захочет учиться такой бывший ветреный
ребенок. Захотел - иди учись. И не на каждой работе нужно знать таблицу
умножения, но нужно знать эту работу. И если хочешь - научат
непременно!
Может именно по этому, на улицах чисто, все двери открываются и все кнопки работают, а?
Хорошо или плохо, когда каждый учитель имеет собственную методику преподавания, сидит на столе,
стоит на голове, и раздает детям нарисованные доллары за выполненную
работу? Мне это нравиться, некоторым - нет. Дети быстро втягиваются в эту
жизнь. И это понятно. Их не унижают. Никогда! Даже когда наказывают. И что
особенно хорошо, все дети здесь становятся талантливыми. Они учатся,
танцуют, поют, работают на компьютере, а родители только и слышат какие у
них хорошие дети.
Американцы не любят
говорить плохо о человеке. Они мило улыбаются, говорят вам, что вы
прекрасный человек, но работы для вас больше нет. И опять улыбаются,
улыбаются…. «И ты веришь этой улыбке!?» - слышу я часто. «Это все
притворство!!!»
Притворство - это плохо. Не знаешь, что у человека на уме. И опять вспоминается... Автобус в родном
городе. Вот уж где буйство искренности! Никакого притворства! Скажут все
как на духу, что о тебе думают. А как потом душа болит! А помните наших
«искренних» начальников?
Может быть американцы искренне считают, что все дети талантливы, а вы хороший человек, просто
таковы обстоятельства, что нет для вас работы? Может им искренне нравиться
улыбаться прохожим и видеть ответные улыбки, чем поганить свою душу чем-то
вроде: «А ну посторонись старый козел (или корова)» ?
А это знаменитое американское “Excuse me” ? Когда ты толкаешь кого-то, а тебе улыбаются и говорят “Excuse me”. Верх притворства!? Но почему я решила, что непременно должна
приходить в бешенство, если кто-то наступит мне на ногу, толкнет или
заденет? Может человек сделал это случайно, или ему неудобно, или просто
растяпа. Ведь и со мною такое бывает. Может раздражительность это вовсе и
не искренность, а внутренняя распущенность и привычка виноватить других в
своей неудовлетворенности?
Как разобраться в этом новом мире? Как упорядочить все в душе и в голове, разложить на привычные
полочки: хорошо и плохо? Как отличить НЕПРИВЫЧНОЕ, НЕПОНЯТНОЕ от плохого?
Как удержаться от крайностей критиканства и восхваления? Как избавиться от вбитых в меня и утрамбованных социалистической идеологией понятий хорошо и плохо ? Ведь никому же не приходит в голову говорить: ”Вот растет роза - это хорошо, а это кактус - это плохо”. Но есть сорняк и его убирают почаще, что бы не
мешал жить.
Как научится оценивать в первую очередь себя и свои поступки, а не окружающих, зачастую не дав себе труда понять их?
Как научится воспринимать и
любить мир в его потрясающем многообразии? И стоит ли все раскладывать на
полочки хорошо и плохо?
И вообще, что такое хорошо и плохо?
Сан-Франциско, Сентябть 1994 год.
|
|